Церковнославянский язык

для детей. Архипова И.Г.

Церковнославянский язык

для 5-го класса. Архипова И.Г.
Учебник состоит из четырех основных частей. Пособие Архиповой И.Г. "Церковнославянский язык"

Приобрести учебник "Церковнославянский язык"

Купить учебник "Церковнославянский язык "

Учебное пособие по церковнославянскому языку для детей
   

ГЛАВНАЯ  |   О ПРОЕКТЕ   |   ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ   |   ФОТОАЛЬБОМ   |   ССЫЛКИ   |  КОНТАКТЫ


"ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ДЕТЕЙ" И.Г. АРХИПОВОЙ

Изучение церковнославянского языка очень актуально и XXI веке. Этому вопросу посвящен документ Межсоборного присутствия «Церковнославянский язык в жизни Русской Православной Церкви XXI века». В V параграфе говорится: «Важной задачей остается организация работы по широкому изучению церковнославянского языка. Большинство верующих ограничивается несистематическим знакомством с ним во время богослужения. В связи с этим необходима подготовка новых пособий по церковнославянскому языку разной степени сложности и детализации, а также учебных материалов в современных медиаформатах — в виде аудио- и видеокурсов, телепрограмм и т.п.».

Данный учебно-методический комплект используется в православных гимназиях, в образовательных учреждениях и воскресных школах России.

Курс обучения церковнославянского языка рассчитан на один год обучения в воскресной школе, православной гимназии или в рамках факультативной работы. Изучение церковнославянского языка – крайне важная задача для катехизации, поскольку понимание богослужения на церковнославянском языке дает возможность осмысленного участия в нем.

Содержание учебного пособия предназначено для первоначального обучения детей церковнославянскому языку в возрасте 10-11 лет и не предполагает исчерпывающее его изучение.

На наш взгляд, преследуя катехизаторскую цель, достаточно обучить детей церковнославянскому чтению с пониманием основного содержания прочитанного, что позволит учащимся хорошо воспринимать церковнославянский язык на слух (что важно при посещении православного богослужения); при необходимости, уметь самостоятельно ознакомиться с церковнославянскими текстами Священного Писания и текстами гимнографического содержания; уметь прочитать надписи на произведениях древнерусской живописи и иконах; а также, участвовать в православном богослужении в качестве чтецов и певцов. Более подробное изучение церковнославянского языка целесообразно продолжать в высших православных духовных школах.

Как показывает опыт применения пособия в самых разнообразных образовательных учреждениях (воскресных школах, православно-ориентированных гимназиях и общеобразовательных школах), объема предлагаемого учебного материала вполне достаточно, чтобы реализовать поставленную цель.

Первое издание данного учебного пособия состоялось в 2004 году (изд-во «Православная педагогика») и было апробировано в 2004/2005 в общеобразовательных школах в рамках курса ОПК, а также в ряде православных гимназий и воскресных школах. Экспериментальное (первое) издание было переиздано в издательстве «Основы православной культуры» в 2007 году с некоторыми изменениями и дополнениями в комплекте с методическим пособием для учителей. Также, по многочисленным просьбам педагогов, преподававших по этому УМК, в 2008 году комплект был дополнен рабочей тетрадью на печатной основе. В 2012 и 2015 годах были осуществлены третье и четвертное издание УМК, а также получены грифы Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Издательского совета Русской Православной Церкви.

Создание полного учебно-методического комплекта является попыткой систематизированного подхода к изучению церковнославянского языка с детьми. В результате обучения детей 10-11 лет, когда учащиеся уже освоили основы грамматики современного русского языка в начальной школе, наблюдалось не затруднительное для данной возрастной категории усвоение учебного материла по церковнославянскому языку. Учебный материал по церковнославянскому языку подается на основе имеющихся у детей знаний по русскому языку путем сравнения грамматики современного русского языка и грамматики церковнославянского. Такой подход, обеспечивает, с одной стороны, наилучшее усвоение материала детьми, с другой, – позволяет показать неразрывную связь церковнославянского языка и русского. Подборка учебного материала для чтения осуществлена таким образом, что в результате работы с пособием дети имеют возможность узнать азы православного вероучения.


E-mail автора: arina81@bk.ru